Черногория в июне

17:46

Если бы меня внезапно спросили: «Где бы ты хотела побывать?», в голову бы в первую очередь пришли популярные направления: Франция, Италия, Япония, Индонезия… В Черногорию я планировала отправиться «может быть» и «когда-нибудь», но наше путешествие случилось много раньше, чем никогда, и я рада этому. Рада, потому что теперь уверенно могу сказать, что обязательно туда вернусь.
За несколько недель до отпуска, мы со Стасом увлеченно планировали путешествие по Италии. Мысленно я прогуливалась по площади Святого Марка в Венеции, просила прохожего сфотографировать нас на фоне Миланского собора, и почти забралась на Везувий, но нам отказали в размещении. Дважды. Так дорога в Италию поменяла направление на Черногорию.

Началось наше путешествие с самого популярного среди туристов города Будвы. Началом сезона принято считать середину июня, мы там оказались в начале месяца, поэтому наслаждались уединением. В Будве одна достопримечательность – старый город с каменной крепостью и узкими улочками, витал там аромат соленого моря и ветхой влажной древесиной. По вечерам на небольших пространствах расставляли барные столики, собирались шумные компании, в основном итальянцев, которые танцевали, пили - чувственно наслаждаясь жизнью.
Ресторанов в Будве множество, но ни один не понравился настолько, чтобы его рекомендовать - все вкусно, но одинаково. На набережной время от времени моряки продавали дневной улов. Мы покупали устриц, потому что в ресторанах по соседству ценник был в два раза выше.
Будва – город пляжей, побывав на всех, мы возвращались на песчаный Plaža Mogren, недалеко от острова Святого Николая. Как-то нам, как заправским пиратам, удалось захватить этот остров на сап-серфе. Минуты на две, а затем сбежали по горячим камням в поисках морской прохлады.

До поездки я наслаждалась уютными фотографиями Ксении Хегай и влюбилась в старый портовый город Котор заочно. Когда мы впервые приехали туда, был вечер, на набережной пахло цветами, морем и асфальтом, остывающим после жаркого дня, где-то вдали играла музыка, что-то из ретро, люди прогуливались по улочкам неспешно, разговаривали почти шепотом, кошки, лениво наблюдая за прохожими, чуть приоткрывали пасть и передумывали мяукать, подчиняясь атмосфере почти сонного течения жизни. После насыщенного событиями дня, Котор оказался успокоительным лекарством, мы молча плыли в потоке местных жителей, улыбаясь чувству покоя, возникшему в душе.
Возвращались туда дважды. Однажды, чтобы пообедать ризотто с шафраном и креветками в ресторане Galion, c потрясающем видом на залив, прогуляться по улицам старого города и проводить закат в Боко-Которском заливе. Во второй раз мы вернулись в Котор с петухами, чтобы совершить восхождение к крепости Святого Иоанна. Крепость находится на самой вершины горы, как бы венчая город. Совершить подъем к ней была хорошей идеей, но поднявшись, как подсчитал позже айфон, на 32 этажа, мы поняли, здесь и сейчас ее не покорим. Виды на залив, которые открывались с каждой преодолеваемой ступенькой, захватывали дух, торопиться вверх совсем не хотелось, поэтому если вы отправитесь нашим маршрутом, не скупитесь на время и подарите себе день на преодоление себя без насилия.  Спустившись к старому городу, мы взбодрились чашечкой кофе и были очень счастливы оставить в Которе нить незавершенных дел для возвращения.

В Черногории у меня выработалась привычка утром, едва проснувшись, выходить на балкон, чтобы подтянуться и улыбнуться новому дню. Горы, вид на которые открывался с балкона, приветственно покачивали верхушками деревьев, а машины по серпантину мчали по важным утренним делам. Начало июня было жарким, но однажды горы оказались плотно затянуты облаками. Соблазн прикоснуться к ним был велик, и поскольку в нашей семье не принято тянуть с решением, через несколько десятков минут мы уже ехали на поиски ближайшей живописной горы. Дорога привела нас в парк-заповедник Lovcen.
Это было настоящее приключение в стиле Индиана Джонса. Для начала, температура воздуха в Будве была около +25 градусов, когда мы стояли на вершине горы, на высоте 1 657 метров, бил град, дул ветер, каждой клеточкой тела чувствовались -10, вместо +8 на термометре в машине. Но это было здорово: и путь к горе по крутому серпантину, и живописная природа, и стейк, самый превосходный стейк в ресторане у лестницы-подъема на вершину горы. Одеты мы были не по погоде, с собой не было ни дождевика, ни зонтика, ни термоса с чаем, естественно. Мы стояли выше облаков, было и страшно, и холодно и хорошо одновоременно.

Без приключений, что радует, обошлась поездка в парк Durmitor. Планирование – великая вещь: успеваешь больше, когда строишь маршрут заранее, а не слепо следуешь интуиции. Началом нашего маршрута стал Жабляк (Žabljak) – северный город, очень небольшой, напоминающий Розу Хутор. Что удивительно, рядом с колоритными деревянными домиками у подножья гор стояли машины с московскими номерами. Дача в Черногории?! Для меня эта мысль заиграла красками хвойных лесов и прогулками вокруг Черного озера. Черное, потому что глубокое. В поисках водопада мы обошли лес вблизи города, нашли небольшую бобровую платину, вздохнули и отправились на мост Джуржевича – самый знаменитый в Черногории. Мост лежит через реку Тара, лазурную и беспокойную. С замиранием сердца созерцали красоту, которая открывалась с моста. Внезапно напротив нас пронесся кто-то на зиг-лайне, и мы пронеслись, было захватывающе. Спустившись с моста, мы поднялись выше по реке, нашли небольшие деревянные беседки у рафтинг клуба и устроили пикник. Стоит ли говорить, что захваченные в Будве пршут и багет были самыми вкусными и неповторимыми, если только в той же компании на том же месте.

Еще одним памятным местом стало Скандарское озеро - огромное озеро на границе с Албанией. Рядом с озером расположены маленькие деревушки, а в них такие же маленькие дороги, огороды, овечки, люди. Казалось, что люди живут в другом измерении: загорелые и неторопливые, они курят сидя рядом со своими или не своими домами, останавливаются посередине дороги, чтобы передохнуть и задумчиво посмотреть вдаль, молчаливые, но явно счастливые. Огромное озеро, горы, леса и они.

Для будущих путешественников я собрала в кучу всю информацию, которая может оказаться полезно - ссылки, места, цены, пароли:
- расплачиваться в Черногории лучше наличными, национальной банковской системы нет, как таковой, поэтому когда расплачивались картой, банк снимал процент, как за обналичивание средств, а не оплату товара.
- общественный транспорт в стране не развит, поэтому чтобы побывать в живописных местах нужна машина. Мы брали в аренду Suzuki Swift на пять дней, в горку ехал тяжеловато, но ехал. Стас оформил супер каско, покрывающее все страховые случаи, сверх залоговой стоимости. Аренда со страховкой обошлась в 175 €. Обращались к этим ребятам: https://myrentacar.me/ .
- в Черногории относительно недорогие морепродукты, поэтому для вкусных и домашних ужинов, апартаменты или номер с кухней - выход.
- во многих пекарнях и кондитерских с ароматной выпечкой не продают кофе, в том числе ту го.
- у горы Ловчен две вершины, самая популярная с мавзолеем бывшего правителя Черногории.
- очень вкусный пршут нарезают в гипермаркетах MEGA, в Будве рядом с рынком. Заворачивают в бумагу - довезли до Москвы, еще в холодильнике хранили недели две.
- перед поездкой скачайте maps.me и отметьте все места, в которых планируете побывать, запишите заметки. Пора привыкнуть, но меня до сих пор удивляет четкое определения геопозиции оффлайн.
- ресторан Galion в Которе обязателен к посещению, посмотрите в инстаграме фото с геолокацией - вид на залив открывается изумительный. За ужин с вином и десертом на двоих 40 €.
- подъем на гору по ступенькам в Которе стоит 2 €. Если приехать к 7 утра, бесплатно. Кассира нет.
- на автозаправках обманывают. Заправляться нужно самим, чтобы видеть количество литров и сумму, на которую заправились. Опыт с ценником 20 €.
- наливное мороженое на набережных вкусное, особенно манговое.